Приезд Московского Художественного Театра в Ялту.

Приезд Московского Художественного Театра в Ялту.
А.П. Чехов среди актеров МХТ в Ялте

Часть 4.

А.П. Чехов находился в Ялте, когда в Москве на сцене Художественного театра 17 декабря 1898 года шла премьера его «Чайки». Именно в Ялту писателю приходили телеграммы и письма о триумфальном успехе его пьесы, той «Чайки», которая стала фундаментом в жизни театра. Чехов не был и на премьере «Дяди Вани». В своих письмах к руководителям театра он писал о большом желании посмотреть постановки своих пьес на сцене и намекал на то, что театр мог бы приехать в Крым на гастроли. И вот, весной 1900 года К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко решаются  по тем временам на небывалое путешествие в Ялту, чтобы показать А.П. Чехову постановки его пьес. К.С. Станиславский вспоминал: «…Это была весна нашего театра, самый благоуханный и радостный период его молодой жизни… Мы сказали себе: Антон Павлович не может приехать к нам, так как он болен, поэтому мы едем к нему, так как мы здоровы. Если Магомет не идет к горе, так гора идет к Магомету…». Антон Павлович был несказанно рад приезду Художественного театра и поехал навстречу ему в Севастополь, где должно было состояться несколько спектаклей. Чехов был очень доволен спектаклями. Писатель с детства любил театр, он с громадным интересом знакомился с внутренней жизнью театра, с постановочной техникой, с артистами. К.С. Станиславский в своих воспоминаниях писал: « На спектакль Чехов приходил всегда задолго до его начала. Он любил прийти на сцену смотреть, как ставят декорации. В антрактах ходил по уборным и говорил с актерами о пустяках. У него всегда была огромная любовь к театральным мелочам — как спускают декорации, как освещают, и, когда при нем об этих вещах говорили, он стоит, бывало, и улыбается…».  «Чайка» в Севастополе имела огромный шумный успех. По окончании севастопольских спектаклей, Художественный театр пароходом прибыл в Ялту, которая очень гостеприимно и радостно приняла долгожданных гостей. Билеты на спектакли были заранее проданы. Гастроли театра проходили в Ялтинском городском театре, на месте которого сейчас находится театр имени А.П. Чехова. Для писателя время пребывания Художественного театра в Ялте было одним из самых светлых и радостных периодов жизни Чехова в Крыму.

Приезд Московского Художественного Театра в Ялту.
А.П. Чехов среди артистов МХТ

В период гастролей театра в Ялту съехались известные писатели: А.М. Горький, Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.И. Куприн, И.А. Бунин и многие другие. Артисты, писатели, режиссеры ежедневно собирались в уютной столовой и на веранде чеховского дома и вели нескончаемые разговоры об искусстве, драматургии, литературе. Все это очень нравилось Чехову, он очень любил активную, кипучую, насыщенную жизнь. В этот период Чехов ближе познакомился с артистами и режиссерами театра, что впоследствии переросло в большую дружбу со многими из них. Период пребывания театра в Ялте имел и большое значение для личной жизни А.П. Чехова. Через год писатель женился на талантливой актрисе театра Ольге Леонардовне  Книппер. Именно А.П. Чехов настоял на приезде и знакомстве с театром А.М. Горького. После встречи с Художественным театром, А.М. Горький начинает заниматься драматургией, написав свою первую пьесу «Мещане», а затем и вторую – «На дне». В Ялте Художественный театр дал восемь спектаклей, в их числе были «Чайка» и «Дядя Ваня». Об огромном успехе спектаклей газета «Крымский вестник» 23 апреля 1900 года (шла «Чайка») писала: «Трудно описать, что творилось в этот вечер в ялтинском театре. Восторги публики буквально доходили до неистовства, на сцену со всех сторон бросали венки, цветы, а под конец шапки, перчатки». Во время этого прощального спектакля Чехову, которого вызывали на сцену как автора, кто-то поднес пальмовые ветви с приколотой красной лентой со словами: «Антону Павловичу Чехову, глубокому истолкователю русской действительности. 23 апреля 1900 года». После отъезда Художественного театра Чехов приступает к работе над новой пьесой «Три сестры» и пишет её уже специально для него. В.И. Немирович-Данченко писал: « «Три сестры» остался лучшим спектаклем Художественного театра… Чехов в этой пьесе сделал то, что обыкновенно чересчур умными театральными критиками порицалось: он писал роли для определенно намеченных исполнителей. Он, как великолепный, если можно так назвать, театральный психолог, хорошо уловил артистические особенности нашей молодой труппы и для пьесы выбрал из своего литературного багажа образы, более или менее близкие к их артистическим качествам…». Приезд Художественного театра еще более сблизил писателя с театром. Чехов очень хотел, чтобы все, что происходит на сцене, было просто, «как в жизни», а театр полностью оправдал его желания. Он писал: «Художественный театр – это лучшие страницы той книги, которая будет когда-либо написана о современном русском театре».

Продолжение следует…

Читать часть 1…

Читать часть 2…

Читать часть 3…

Оцените статью
Добавить комментарий