Часть 1.
Меня всегда интересовала астрология, сколько себя помню. Хотелось узнать о ее истоках, развитии, победах, достижениях и поражениях. Вот некоторые интересные сведения об истоках астрологии из разных открытых источников. Принято считать, что истоки астрологии находятся в Месопотамии за 5000 – 3000 лет до нашей эры. Тогда она называлась «звездной религией». Между двумя великими реками Тигром и Ефратом, в те времена проживали вавилоняне, халдеи, шумеры, аккады, которые занимались астрономией и астрологией. Но знания, несомненно, эти народы получили по наследству от еще более древних цивилизаций. Высказываются предположения, что это могли быть атланты, жители погибшей Атлантиды, которые находились на очень высокой ступени развития. Так вот, существовали Астральные мифы, мифы о созвездиях, звездах, планетах; в более широком смысле лунарные и солярные мифы. В самых ранних астрологических мифах звезды и созвездия часто представлялись в виде животных, и нередко в таких мифах речь шла об охоте на них. Например, у эвенков небо ассоциировалось с тайгой верхнего мира, в котором живет космический лось Хеглун. Четыре звезды ковша Большой Медведицы понимаются как ноги Хеглуна, а три звезды ковша этого созвездия – как охотник (или три охотника). В легендах индейцев Южной Америки каждое из созвездий воплощает душу одного из животных. Дальнейшее развитие этих Астральных мифов приводит к построению системы соответствий между 12 созвездиями и таким же числом животных.В общих чертах, эта система близка к той, которая существовала в Древней Вавилонии. Уже в ней было выделено 12 знаков Зодиака. И что интересно, обнаруживается поразительное сходство с древнекитайскими и другими восточноазиатскими мифами – с одной стороны, американскими индейскими – с другой. Во всех этих системах, которые или независимо параллельно развивались, или были частями одного комплекса идей и знаний, была построена закономерная картина движения небесных светил, описывавшихся посредством мифологических символов – животных. В шумеро-аккадской мифологии каждому богу соответствовало свое небесное светило (планета). Особое значение придавалось планете Венера, которую связывали с плодородием и любовью. В шумерской клинописи знак, изображавший звезду, приобрел значение «небо», «бог». Заимствование другими народами Евразии шумеро-аккадской терминологии, связанной с Астральными мифами и символики знаков Зодиака, показывает, что шумеро-аккадские Астральные мифы, связанные с систематизированными наблюдениями за небесными светилами и с целым комплексом почитания звезд, оказали большое влияние на культуру других народов. В значительном числе мифологий, звезды или созвездия описываются как предметы, оказавшиеся на небе или принадлежащие верхнему миру. В Греческой мифологии Большая Медведица – это Каллисто (превращенная Герой в медведицу, а затем Зевсом – в звезду); созвездие Плеяды – семь сестер, дочерей Атланта и т.д. У кетов известно созвездие «Кузнецы» (по-видимому, соответствует созвездию Кассиопеи), в котором рассказывается, что семь (у кетов священное число) кузнецов на земле изготавливали нож (в то время, когда «земля росла», то есть, в самом начале мироздания); внезапно они оказались на небе и превратились в созвездия. Во многих случаях обнаруживается некоторые внешние признаки одного и того же (или сходного) Астрального мифа с одним и тем же созвездием у разных народов. Например, красноватый цвет Марса у разных народов вызывал включение этой планеты в круг представлений, связанных с богом войны (в шумеро-аккадской мифологии, в античной мифологии) классификационная роль небесного светила определялась его особенностями. Сравнительно развитые астрономические познания начинаются с 4000г до н.э., когда в Западной Европе и в бассейне Средиземного моря (в т.ч. и на Востоке – вплоть до Кавказа) возникают мегалитические сооружения, часть которых, например кромлехи Стоунхенджа (в Англии, 2-е тыс. до н.э.), интерпретируются учеными как древние обсерватории.
Вавилонские зиккураты – храмовые сооружения, которые использовались для наблюдения за звездами, могут рассматриваться как ответвления этой околосредиземноморской ранней культуры, придававшей особое религиозное значение изучению небесных светил. В античную эпоху вавилонское воздействие можно предположить в отношении этрусских Астральных мифов.Основным источником для их изучения является бронзовая модель овечьей печени для гадания из Пьяченицы, представляющей собой модель неба с нанесенными на него именами божеств, каждому из которых соответствует определенный участок неба. В этрусских Астральных мифах, как и в других, испытавших вавилонское влияние, обнаруживается систематизация, которая позволяет говорить о чертах преднауки. Дальнейшее развитие знаний о звездном небе, усвоенных через посредство вавилонской науки, приводит к становлению астрологии. Характерной чертой астрологии было предположение о воздействии движений небесных светил как на судьбу всего мира и человечества (учение о мировых циклах, засвидетельствованное уже в Вавилонии, а позднее в Индии), так и на судьбы отдельных людей (отсюда идет идея гороскопа). В достаточно систематизированном виде основы этих представлений засвидетельствованы уже в старо вавилонских текстах гаданий (2000-го тысячелетия) и в позднейших ассирийских табличках. Мифологизированная интерпретация небесных светил характерна для всего европейского и арабского средневековья, когда оформляется астрология, как особая дисциплина, соединившая в себе традицию Астральных мифов с зачатками астрономических знаний. Всё сказанное подтверждают археологические раскопки на территории современного Ирака: на камнях и глиняных дощечках написаны законы влияния небесных тел на Землю, её природу и обитателей, а также космобиологические правила, существовавшие в те далёкие времена и дошедшие до наших дней. Они хранятся в музеях многих стран мира.